Документальная серия "Реставраторы военных машин: мотоцикл ИЖ-9"

Автореставратор Владимир Чугуненков рассказывает о том, как его увлечение началось с первого опыта реставрации старого мотоцикла; о том, какой автомобиль он хорошо изучил может восстановить достаточно быстро - в очередной серии проекта "Реставраторы военных машин".

Мотоцикл ИЖ-9 — это мотоцикл пришедший на смену ИЖ-8. Начало производства мотоцикла было начато в 1939 году. Этот мотоцикл конца 1930-х годов оснащался одноцилиндровым двигателем, цилиндр имеет 2 выпускных окна. Рабочий объём двигателя составляет 300 кубических сантиметров. Мощность, которой обладает двигатель имеет 9.5 лошадиные силы при 4 тысячах оборотов в минуту. Мотоцикл ИЖ-9 имеет массу 147 килограмм.

Осенью 1939 года, по заведенной традиции, опытные "ИЖ-9" отправили в испытательный пробег в район Урала протяженностью 3 тыс. км. Желая быстрее получить максимум информации, создали три сменные бригады водителей-испытателей с таким расчетом, чтобы каждая машина прошла не менее 9 тыс. км.

"ИЖ-9" полностью оправдал надежды коллектива Опытного мотоциклетного завода, продемонстрировав превосходство над предшествующей моделью. Мелкие недоработки, выявленные в пути, оперативно устранили на заводе. Немаловажное усовершенствование внесли в ходовую часть - диаметр передних тормозных барабанов увеличили, а заднее колесо полностью изменило конструкцию: тормозной барабан увеличенного диаметра перенесли на левую сторону, поместив внутри зубчатки. Это коснулось машин поздних серий. Завод осваивал выпуск новых мотоциклов постепенно, некоторое время с конвейера сходили переходные модели, т. е. ходовую часть от предыдущей серии оснащали новым силовым агрегатом.