"История "Фольксваген Транспортер" - перевод документального фильма с немецкого языка на русский язык

Видеостудия FreeLAN'S FIlms представляет вашему вниманию переведенный и озвученный нами документальный фильм, повествующий об истории ставшего уже легендарным микроавтобуса "Фольксваген".  Сейчас эта модель называется "Транспортер", а 70 лет назад его называли просто "Булли" - это была аббревиатура от двух немецких слова "Bus" - автобус, и "Lieferwagen" - фургон.

Он принадлежит к самым долго выпускающимся автомобилям в мире. Ему поклоняются, в нем нуждаются, уже более 70 лет. Этот микроавтобус - не автомобиль – это наш член семьи. Но он также и полезное транспортное средство!

Его нельзя ни на что променять, если едешь куда-то на побережье. Это и жилой дом, и рабочий автомобиль в послевоенной стране. И он все еще жив, среди Автомобильных икон!

Фольксваген микроватобус – Булли Фильм Торстена Линка. Перевод видеостудии Фриланс Филмс Москва

Уже семнадцать лет стоит он здесь. Юрген Шульц поставил сюда свой Фольксваген на прикол после того, как в очередной раз вернулся на нем с другого конца света. Он часть экспозиции шестидесятилетних Булли в музее что в городке Бад-Вальдзее. Шульц приходит сюда часто, чтобы посмотреть, все ли в порядке с его автомобилем.

В своих хиппи-путешествиях, например на индийский Гоа, он собирал трофеи. Его автомобиль – память о субкультуре конца 1960-х годов. Хиппи из Обершвабена рассказывает о своем времени – и его хиппи-мобиль, конечно же, тоже. Это был в одном из наших хиппарских поездок. Многие немцы могли купить такой микроавтобус за 200 марок, да они столько и стоили. И уехать за тридевять земель – в Афганистан или в Непал. И там продать уже за 2000-3000 марок.И так вообще всю поездку профинансировать за счет этой сделки! И это был правильный хиппи-вояж из Мюнхена на Гоа, В Непал или в Афганистан. Это Фольксваген изначально стоял на службе в немецкой почтовой службе. Шульц его позднее, в 1977 году выкупил прямо на трассе у какого-то пенсионера за 1500 марок. Его работа продавца запчастей в автомобильной фирме была послана куда подальше, и на Булле он поехал по белу свету, тусить и хипповать.

Однажды местные аборигены в одной из поездок в дальние края хотели даже выменять микроавтобус на дочку начальника местной полиции. Дело было на Шри-Ланке. = Он представил мне свою семью, а потом показывает на девок и говорит – у меня семь дочек, давай выбери одну, и махнемся на твой фолксваген. Шульц сделал кругостветку на своем Фольксвагене. Снова взгляд на дорогу, в 60-70 е и множество стран он увидел. Но всего 34 лошадиные силы уже теперь не тянут на все сто процентов, Но снова дорога на запад. Путь хиппи. Старый фольксваген может развалиться на отдельные запчасти. Но Юрген Шульце уверен в своем автомобиле. Они оба перевернули множество страниц в своей жизни, одной на двоих. Теперь его место в музее. И он сам на себя зарабатывает. Красные номера – ретроавтомобиль в оригинале.

Микроавтобус Фольксваген – изначально задумывался как коммерческий автомобиль, но быстро стал больше чем рабочая лошадка немецкой нации. Символ движения к миру. Автомобиль нового будущего, где есть свободное время. Всего было 6 поколений модели, которые не оставили места конкурентам. Вот уже более 70 лет машина актуальна, как никакая другая. А в 50-х года она была пионером линейке автомобилей нового класса. Как пример для всего мира. Поэтому ездят везде в мире на Фольксвагене!

Классическое собрание Фольксвагенов в музее коммерческих автомобилей в Ганновере.Мы встретились с одним из отцов-основателей этой истории успеха – с Карлом Ханом. Он в 60-х был председателем правления концерна Фольксваген. Тогда он 29-ти летний слесар стал в конце 50-х ассистентом Генриха Нордхоффа. Британские оккупационные власти поставили на место главы фирмы в 1947 году его как генерального директора. Он должен был отвечать за судьбу автомобильного завода в Вольфсбурге после войны. Тогда там производили только один-единственный автомобиль – Фольксваген Жук. И без участия Генриха Нордхофа не было бы микроавтобуса Фольксваген, не появился бы он. - Он стал прорывом, просто так же, как и микроавтобус Фольксвагена, Жук доказал небывалым качество изготовления статус фирмы. Он был просто очень хорош. А в основе была слаженная организация работы по производству машин. И вот так мы с микроавтобусом открыли новый рынок, которого раньше не было. Транспортер – как его официально звали к конце 40-х годов, появился в результате следования системному плану.

Шанс ведет к победе! Голландский импортер Бен Пон ввозил в Нидерланды Жука и ему понравились такие простые тележки для транспортировки грузов. На заводе их собирали сами заводчане для того, чтобы возить тяжелые грузы, а не таскать на себе тележки. Этот прототип навел Пона на мысль о создании маленького Транспортера. Он начеркал идеи в блокноте, мотор сзади в кузове, основные черты будущей машины, которая могла бы везти 750 килограмм груза. На заводе были настроены скептически, возражали. Но все-таки пошли ему навстречу и сделали такой автомобиль. В начале марта 1950 года он уже пошел в серию! А позднее Т1 получил кузов на несущей раме и узнаваемые с тех пор внешние черты. Мотор и подвеска были даны ему от Жука. И так продолжалось это, пока он был шефом на заводе. Бодо Денкер -в 1970-х был ответственным за выпуск Булли. - Логично, что идея этого автомобиля пришла вслед за мотором, за его объемом и мощностью. Ведь все знали Жука очень хорошо, что он может, а что не может. И после войны он развивал экономику полуразрушенной страны.

Мало кто знает о том, что это и есть предок микроавтобусаа. Тот самый транспортер. Как бы примитивно он ни выглядел – а он на ходу! Этот экземпляр был почти что уничтожен, списан на металл, но его спасли. Это экземпляр начала 1947 года. Карстен Шидрум молчаливо позаботился о том, чтобы прототип булли был на ходу. Звук мотора говорит сам за себя. Он фанат Були и знает о них все! Не часто, но все же, он выезжает на этой грузовой тележке из ангара ради какой-нибудь задачи. - Я еду на нем не как на музейном экспонате, а как на живой машине, которая должна служить людям, выполнять свою работу. На данный момент в мире известны 6 сохранившихся экземпляров этого прототипа. Их было сделано не так много, и не было единого типажа, поэтому все они чем-то да отличаются друг от друга.

Настоящая работа нравится этому настоящему автомобилю. Он все еще служит, и все еще стоящий. Но все же в металле есть и другие экспонату у Карстена Шидрум. Целый флот на службе мастеров на все руки. Все микроавтобусы на ходу и применяются в работе. Шидрум монтирует и чинит крыши домов, и автобусы ему сильно помогают. Работа выполняется не всегда, только когда погода позволяет. Мастера старой закалки. Многогранность Т1 в 50-х года была хорошим подспорьем в торговле. С самого начала Транспортер должен был выполнять любую работу в народном хозяйстве. К 1952 году микроавтобусы были заняты в ремеслах. Для ремесленников такой автомобиль – просто находка! Его легко содержать, просто управляться и можно применять везде. - Мой отец работал на стройках, ставил крыши, и позднее почти во всех работах Транспортер стал незаменим. И я в своей работе его применяю постоянно, это моя рабочая лошадка.

Флот Карстена Шидрума не всегда был такой представительный. Фанат Булли покупал их одна за одной, постепенно. Красный с двойной кабиной – в 1960-х был на службе пожарных в аэропорту Дюссельдорфа. Редкая модификация лесовоза была выпущена в последнем году этой модели – в 1967. По заказу канадского правительства, между прочим. Автопогрузчик, который оранжевый, поднимает людей с 1966 года. Но это не просто коллекция – все они работают! Новый Транспортер! Он предоставляет больше места, дает больше скорости, больше удобства.

-Двойные боковые двери и задняя дверь позволяют загружать все, что только возможно. От Фольксвагена требует разное – возить дошколят, возить поросят. Микроавтобус Фольксваген стал лидером продаж. Его цена к 6000 марок стала залогом успеха. Он был и пассажирским автобусом, и грузовой машиной, и это дало ему г его легендарное имя – Булли. Сокращение от Бус – автобус и Лиферваген – фургон.

Этому Булли вскоре понадобился свой собственный завод. Концерн Фольксваген решился на постройку нового завода, выбрали для этого Ганновер. И вот в 1955 году была построен на грунте самый большой завод машин в Европе! 5 тысят рабочих должны были каждый день выпускать 2 сотни Транспортеров. - Постройка завода стала рекордом в скорости, людей тренировали в Вольфсбурге, затем они переезжали в Ганновер, ехали по железной дороге, и там приступали к работе. Так во всех отношениях было положено начало этому заводу – во всем только хорошо! Но микроавтобус Фольксваген строили не только в Ганновере. Были и другие фабрики.

На мелких фабриках обычные Булли переделывали в пожарные машины, медицинские автомобили, почтовые фургоны и даже в передвижные закусочные, ларьки по продаже сосисок. Особенно стал популярен автокемпер с мягкими матрасами, газовой плиток и холодильником, под маркой Вестфалия. Это было изобретение фирмы Вестфалия, он понравился всем, особенно в Америке, в стране путешественников. Там он был нарасхват как личный автомобиль для путешествий. И Фольксваген всем этим требованиям удовлетворял.

- Американская индустрия пришла к нам со своими автомобилями, выдающимися машинами, они там были моторизированы сверх всякой меры, но в их потоке машин нашлось место и семейному автомобилю, которыйх ранее ни у одной автомобильной фирмы в линейке не было. А у Фольксвагена был- 16-ти местный микроавтобус. В 1951 году такая модификация была впервые выпущена Фольксвагеном. В прайсслисте она называлась «особой светлой версией», но весь мир знает ее как Самба. Ее рафинированные окна на крыше, сделанные из плексигласа, сделали Самбу легендой среди Фольксвагенов. В отличие от других фургонов, она выпускалась в двухцветном кузове и с качественным лакокрасочным покрытием. Особенное внимание полированному логотипу спереди. Несмотря на весь люкс снаружи, по мощности Самба была не мощнее обычного Жука. 24 лощади в моторе! Это немного для такого вместительного авто. Но и это не бросило тень на восприятие модели. В те годы мобель Самба продавалась так хорошо, что заняла долю 10% от всех проданных в США моделей автомобилей Фольксваген. Огромный успех!

- В Европе ранее никогда не было автомобиля типа Стейшн Вагон – большого автомобиля со сдвижной крышей. Комби были, но они никогда не могли быть заменой этой модели. Сложно сказать, как бы мы могли продавать их в Европе, но из-за того, что в США мы имели успех, в Европе он тоже стал хорошо продаваться.

И не только в Германии, но прежде всего в Великобритании! И до сих пор это так. Раз в год все это преобразуется во встречу под открытым небом, недалеко от Бирмингема. Самая большая сходка владельцев раритетных Транспортеров превращается в городок на колесах. Любовью к этому автомобилю, к счастью, многие британцы заражены. И об этом они кричат все больше, ярче, пронзительнее. 9 тысяч владельцев, 25 ТЫСЯЧ ПОСЕТИТЕЛЕЙ, и, конечно, реставраторы-энтузиасты, восстанавливающие свои Булли и покупающие тут к ним запчасти. Они показывают свои сокровища, как самые классные, так и самые отстойные. И вот, примеру вот это – Фолькс-ржаво-мобиль. Само собой разумеется, что на дороге он не показывается.

Пожалуй, самый сумасшедший Фольксваген в мире! Сенсация в каждом дюйме его кузова. Эта машина была отправлена в 1956 году в Австралию на экспорт, тогла ее цвет был яблочно-зеленым. Затем она как-то оказалась где-то в Техасе, пока не попала в руки к Стиву Кею. Спальное место – снаружи, поскольку внутри нет места. Стив находит свой микроавтобус бесформенным, но зато там есть все, что нужно тому, кто пользуется Булли каждый день.

- Да я езжу на нем каждый день, даже на работу. Круглый год, вот так он и живет. Естественно, со всем необходимым инвентарем. И гарантированно тут есть все вещи, которые есть в списке необходимого для этого авто.

- Тут даже есть печка-буржуйка, мы живем на холмах, тут все время сыро и холодно – надо же греться среди покрытым снегом холмов. Поэтому печка постоянно в действии. Конечно же, не во время движения, штатная печка и без этого греет хорошо когда мотор работает.

- Изнутри вне, конечно же, не всегда все видно,обзор плохой, и на дороге и при парковке пассажиры мне помогают - туда, сюда, не сюда- вон туда. Приходится попотеть, пока запаркуешься правильно. Когда выйдешь из машины, поцелуешь землю, вот только тогда ты приехал по-настоящему.

И все же завод Фольксваген получил свой отпуск, что называется, заработал на отдых. В 1962 году с конвейера сошел миллионный по счету Булли. Хоть бизнес и идет хорошо, но блеск обманывает – спрос сокращается. От этого Фольксвагена отворачиваются. Слабый мотор в 24 лощадиные силы не соответствует духу времени, ничего не помогает. Послевоенный автомобиль остается позади своих конкурентов, и перед Т1 упала занавес…

В 1967 году, после выпуска 1 миллиона 800 тысяч машин, его сняли с производства. Но это не конец для микроавтобуса Фольксваген. Стали выпускать новоек поколение – Т2, совершенно новое развитие. Он получил цельное лобовое стекло, боковую сдвижную дверь, он стал современнее, свежее, быстрее. С 47 лошадями под капотом он достигал скорости 120 километров в час. И сразу Фолксваген представил новую линейку модификаций Булли. Комби, платформу, двойную кабину, фургон. Т2 на все случаи жизни, для ремесленника и для любителя кемпинга или для хиппарей, детей цветов. Т2 стал самым любимым экспортируемым автомобилем, после Жука. Спрос со временем стал таким большим, что на него обратили внимание особенные люди. Новая аудитория открыла для себя Фольксваген и сделал его своим культовым объектом. Это молодежное движение 60-х, он пришелся по душе тем людям, на которых производитель, в общем-то и не рассчитывал.

Их полюбили те, кто был против религиозных запретов и моральных предрассудков. Фольксваген стал ассоциироваться с хиппи, и впоследствии даже появился диск с соответствующей песней. На Фольксвагене подальше от бюргерского мира. И Герхард Вит из Фридрихсдорфа тоже решил путешествовать, но не как хиппи. Он по профессии исследователь пустынь. Его Т2 стал спутников в жизни, полной приключений. Целых 30 лет и почти миллион километров. Вит оказывался в регионах, где Булли без полного привода, казалось бы, застрянет. Но так только кажется.

- Эта машина, несмотря на свои скромные показатели, хорошо ведет себя и на песке, и на бездорожье. Туда подходят портальные мосты от Т1, хороший дорожный просвет все-таки есть, и даже мощности мтора хватает, но все-таки приходилось брать много бензина в канистрах. И по пустыне, и через мелкие речки – оптимально можно на нем проехать. Ну конечно, любой вездеход 4х4 его легко обгонит по бездорожью, но, по своему опыту, могу сказать, что не везде и всегда на бездорожье нужна скорость, и эта машина многе может преодолеть. Такие интересные путешествия оставляют следы. Фольксваген Вита после путешествий оказывается в долгом ремонте, здесь в гессенском Фридрихсдорфе. Здесб крутят болты и гайки, подтягивают ослабшие соединения, перебирают агрегаты. Как Торстен Книре.

Иногда зло берет от мотора, который выходит из строя, но, к счастью, можно достать аналоги, поскольку и оригинальные запчасти уже дефицит. Торстен Книре имеет в своем кругу хорошую репутацию. У него ремонтировались многие ценители Фольксвагенов, многие машины он спас от утилизации, даже и такие, которые прогнили насквозь.

- Да, иногда приходится с трудом снимать прикипевшие детали, только пятикилограммовым молотоком сбивать. Стук сюда, стук туда - и мост снят. Это было легко, потому что все было проржавлено в труху, все болталось, и только чудом само не отвалилось. Можно сделать многое, но, к сожалению, не все. И здесь можно починить не все, почти. Инструментарий - как на строительной площадке, и почти везде он нужен при ремонте Булли. Это типично для старого Фольксвагена. Вит хочет попробовать свой микроавтобус, вышедший после долгого ремонта. И неважно, сколько стоил ремонт, может даже дороже новой машины, он свой Фольксваген не бросит. Чего бы ни стоило, с этой машиной исследователь не расстанется.

- Если бы можно было, я бы попросил меня с ним вместе похоронить. Точнее, чтобы меня положили в него и нас бы так закопали в землю. Но и в 70-х пришло время прощаться с Т2, нефтяной кризис тяжело отразился на Фольксвагене. Спрос снова упал, заводу даже пришлось пойти на сокращение штатов. На заводе находят новое решение – первая, после Жука, программа по выпуску легковых автомобилей. Это был Гольф, который должен был вытянуть завод из трясины кризиса. И Гольф стал продаваться лучше Транспортера, потеснив того из списка приоритетов завода.

В 1975 году возникло решение о продвижении следующей модели. В июле 1970 последний Т2 был выпущен в Германии, а вот в Бразилии комби производился еще 35 лет. Но вот в 2013 году и там сказали - бай-бай Т2, и теперь Т2 является рекордсменом по количеству лет в производстве. Но фанаты марки продолжают действовать – они приобретают последнюю модификацию булли – это Т3 от Фольксвагена. И в Англии фанаты из них что только не делают. Из-за многосторонностии особенных черт, этот автомобиль все-таки выглядит как пасынок в череде таких моделей, как Т1 и Жук. Но вот, все же надо двигать историю вперед. И автомобиль избавился от мотора с воздушным охлаждением, к концу 1970-х прогресс все-таки сделал свое дело. Мотор с водяным охлаждением – и его мощность впервые превысила 100 лошадиных сил. Но на такой скорости нужны и хорошие тормоза, и надежное рулевое управление.

- Смотрите, радиатор спереди, а мотор сзади. 4 метра вода должна преодолеть в одну сторону, затем 4 метра в другую. Ну какой смысл в такой дистанции? Технически это бессмысленно. С этим техническим косяком Фольксваген стал дальше работать. В 1990 году вышел Траспортер с передним расположением мотора.

Это уже 4-е поколение, который и внешне, и технически стал современнее. Больше с этой концепцией уже делать нечего. И тогда же примерно словечко «Булли» вышло из оборота.

Новое начало – это риск. Клиенты не могли привыкнуть к этому мотору. Они боялись примерно так же, как люди, пересевшие с Жука на Гольф. Получается, от одной крайности к другой. Но без технических новшеств завод Фольксваген вряд ли бы выжил. И тогда бы не стал завод в Ганновере самым современным заводом коммерческих автомобилей в мире. Сто восемьдесят тысяч тонн стали, из которой в год делают 260 тысяч микроавтобусов Фольксваген. Каждые две минуты – одна машина.

Машина доставки, мультивэн, передвижной офис, кемпер. Несмотря на свое происхождение, это современный автомобиль с автоматической коробкой. Надежный, многогранный, полезный –и даже в шестом поколении. В самом люксовом исполнении это вообще самый дорого автомобиль, выпускаемый под маркой Фольксваген. Полезный автомобиль для наших дней, как и прежде, он ценится фанатами и коллекционерам, которые готовы заплатить хорошую цену. Иногда он даже необычно проявляет себя.

А вот так сегодня выглядит Булли, произведенный на втором году продаж, в 1951 году. Да, он выглядит не совсем свежим. Ржавчина покрыла его целиком. И немудрено, ведь он целых 40 лет провел в лесу, брошенный и забытый где-то в Верхней Баварии. Но вот однажды его нашел грибник, а они его вытащили из леса.

Тино Эртель и Томас Торнвальд из Биргланда. Они содержат мастерскую полного цикла. Десять лет они ищут такие вот микроавтобусы, чтобы восстановить их из руин. Искали в горах, в реках, в гаражах, везде, даже в болотах. В этом находят они свое очарование.

- Когда мы нашли его в лесу, он был в очень хорошем состоянии для машины, которая столько времени провела под открытым небом. Поэтому есть все шансы восстановить его, сделать качественный ретромобиль. Тино и Томас на мобильный телефон засняли процесс вытаскивания машины из леса. Но эта работа оказалась гораздо более трудной, нежели им казалось вначале. Нужно было корпус машины укрепить изнутри, чтобы он в процессе не развалился на отдельные куски. Но ничто не получается само собой, приходится и попотеть.

- За эти годы лес тотально загородил дорогу, по которой этот Булли когда-то приехал к своему последнему пристанищу. Приходилось валить лес, рубить кусты, чтобы освободить дорогу. И мы шли вот так через лес, прокладывая обратную дорогу к цивилизации, к жизни. Булли из 51-го года стоял в лесу во многом разобранный, разукомлектованный. Но это не беда его можно доукомплектовать. Бывает, что некоторые части Булли отваливаются сами и их можно использовать в качестве предметов интерьера, декораций. Но это же раритет.

- Не так много Булли дожило до наших дней, особенно из первых выпусков. Тогда там применялись люксовые материалы, хорошо все было сделано. Мы сейчас что-то можем заказать, и нам сделают по образцам. Но вообще история автомобиль уникальна, и такой он будет в единичном экземпляре.

Сложно сказать, где были найдены эти машины. Вот этот Булли, с которого исчезла эмблема вместе с краской, Тимо и Томас собираются постепенно вернуть к жизни. На него уже даже сейчас есть покупатели. Но чтобы восстановить такой раритет до блестящего вида, нужны шестизначные суммы.

Тем не менее, Фольксвагены остаются желанными объектами для коллекционеров. В этом и заключается вся соль. Булли – пожалуй, самый любимый в мире автомобиль на все случаи жизни.

Это легенда на все времена, его любители остаются верным ему. И история Булли все еще продолжается, пока она еще не дописана до конца.